Анонимно: разговор с педагогом

Анонимно: разговор с педагогом
03.10.2013

В последнее время всё чаще стали говорить об образовании и всё меньше – об учителях. Их труд, как и сотни лет назад, остается актуальным, но порой неблагодарным. Сегодня за скандалами с ЕГЭ, спорами о школьной форме и обсуждениями закона «Об образовании» преподаватель остается где-то в стороне, не видимый обществу, но ежедневно охраняющий азы знаний. Нелегко служить примером для детей и оставаться верным принципам в скоротечно меняющийся век, но педагогу это удается.

5 октября – День учителя. Этот праздник знаком каждому школьнику, бывшему и настоящему. Накануне профессионального праздника мы хотели поговорить с учителями сосновоборских школ о проблемах, которые их волнуют, о том, чем сегодня является школа для подрастающего поколения, и так ли распущены современные дети, как это кажется на первый взгляд. Но, к нашему удивлению, преподаватели отказывались отвечать на наши вопросы, ссылаясь на нехватку времени, неумение красиво говорить, боязнь сказать что-то не то… Даже несмотря на то, что мы обещали не называть их имена и фамилии. И всё же с одним из педагогов мне удалось пообщаться. Этот человек относится к числу тех, для кого работа в школе – не просто призвание, а смысл жизни. Изначально мы хотели сделать разговор анонимным, поэтому намеренно не буду говорить вам имя своей собеседницы, хотя она была не против откровенного разговора. Я встретилась с учителем уже после рабочего дня во дворе её дома. На деревянных скамейках под тихий шепот падающих листьев мы разговаривали
о том, что казалось интересным мне и было важным для неё.

— Я никогда не мечтала стать учителем, – начинает моя собеседница. – Но так случилось, что волею судьбы мне пришлось вернуться в родную школу, уже в роли преподавателя. И за пятнадцать лет я ни разу об этом не пожалела.

...О школах

Все хотят, чтобы их дети учились в гимназии. Там сложились свои традиции образования. Принято считать, что это одна из лучших школ города.

Хотя в каждой школе есть свои плюсы и минусы. Во второй школе большой процент детей из неблагополучной среды – рядом расположены общежития. Не знаю, что сказать про школу №5, но недавно к нам перешли оттуда две ученицы. Когда они впервые пришли на урок, то удивленно сказали: «Какая тишина в классе! У нас такое редко бывает!». В своё время очень престижной была четвертая школа. Особенно во времена руководства Галины Кнауб. Потом там был период, когда руководил директор, далекий от сферы образования, что для городского учительства стало большой загадкой. Он, видимо, не справился. Директора вновь сменили. Сейчас четвертая школа опять набирает обороты, показывает хорошие результаты. Настоящий директор – очень уважаемая женщина, имеющая опыт руководства образовательным учреждением, правда, в другом государстве. Вообще, этот рейтинг школ существует только между родителями. Именно они – главный индикатор того, что нравится, а что не нравится в образовательном учреждении. Среди учителей, конечно, тоже есть своя конкуренция. Но это касается определенных показателей: начиная от благоустройства школы и заканчивая достижениями учащихся и самих учителей. Да, гимназия всегда на слуху. Но, например, вторая школа превосходит гимназию по количеству медалистов, а четвертая - славится своими спортсменами. К тому же дети одинаковые везде!

...О детях

Школа меняется вслед за государством. Не стало каких-то идейных позиций.

Стало труднее воспитывать в детях нравственные ценности, потому что их, в принципе, уже не существует в стране. Как я могу объяснить ребенку, у которого родители работают с утра до вечера только ради того, чтобы заработать деньги, а не приукрасить жизнь, что такое хорошо, а что такое плохо?! А дети – они остаются детьми. Ни хуже, ни лучше. Просто жизнь стала другая. В погоне за материальными ценностями мы упускаем самое главное. Стали меньше читать, думать, разговаривать друг с другом… Я бы не сказала, что современные дети больше знают благодаря новым технологиям. Наоборот, у них притупилась способность искать информацию, ведь сейчас достаточно набрать в поисковике интересующий вопрос и нажать кнопочку «enter». Раньше нужно было перерыть кучу книг, самому найти важное и нужное. Поэтому сегодня учителя стараются прививать это и современным школьникам. Придумываем такие задания, которые сложно найти в интернете. Хотя многое зависит от педагога.

...О родителях

Отчего-то восприятие учителя в целом поменялось: сейчас бытует мнение, что учитель ДОЛЖЕН.

Это мнение прочно укоренилось в мыслях родителей. Я всегда говорю, что я никому ничего не должна. Я могу прийти и отработать в школе как робот, и у родителей не будет претензий к моим должностным обязанностям. Но с другой стороны, я могу что-то не доделать по должностным обязанностям, но больше душевности или эмоциональности вложить в ребенка. Что лучше? Не нужно указывать учителю, что ему делать, нужно работать с ним заодно. Бывает сложно найти общий язык с родителями. К школе потребительское отношение. Им кажется, что они отправили туда ребенка, и этого достаточно. С ним всё сделают. Конечно, мы многое сделаем, но не всё. Это не означает, что родителям нужно старательно контролировать ребенка. Достаточно просто поинтересоваться его успехами или неудачами. Ребенок должен в школу с удовольствием бежать и со школы домой возвращаться с радостью, чтобы рассказать родителям, что нового он узнал, что интересного сделал. 80 процентов успешности ребенка зависит от семьи. Очень многие дети ходят в школу с удовольствием. А некоторые идут в школу потому, что дома им некомфортно. Больше скажу, есть и такие ребятишки, которые с учителями общаются чаще и больше, чем с родными родителями.

...Об образовании

Наши чиновники стараются не то, чтобы усложнить, а насытить программу образовательными компонентами, шире охватить науку. Не всегда оправданно.

Зачем детям углубленные знания какого-то предмета, если он ему не интересен?! Мне кажется, что достаточно общего развития. Если ребенок захочет узнать больше, он будет копать, изучать: где-то самостоятельно, где-то с помощью преподавателей.

До сих пор мне непонятно дошкольное образование. Детей до такой степени готовят к школе, что ребенок приходит в первый класс, и ему хочется играть. Да играйте же вы с ним в детском саду! Не садите за парты! В конечном итоге мы получаем ребенка, который приходит в первый класс и продолжает играть. У него отняли кусочек детства и желание учиться. Я считаю, что не стоит столько внимания уделять дошкольной подготовке. Конечно, нужно познавать окружающий мир, давать какие-то начальные знания, но только в игре, через театрализованные постановки… Масса примеров, когда дети, которые не ходят в детский сад, успешно учатся в школе.

...Про ЕГЭ

Если у ребенка есть способности к определенной науке, то ему все равно, какой будет и форма выпускного экзамена.

Если ученик осознанно выбирает предмет для поступления в институт, то, естественно, он будет учить теорию, чтобы знать правильные ответы. А если сдают обязательный экзамен, например, математику, то чаще всего школьники просто научены ставить галочки, зная, что этот предмет в будущем не пригодится. Может, нужно сделать стопроцентную выборность этого экзамена?! Опять же, как мама, я ни один год так спокойно не проводила лето, как год сдачи Единого государственного экзамена. Ребенок набрал хорошие баллы в школе, сдал результаты ЕГЭ в приемную комиссию, и всё лето мы отдыхали. Есть и отрицательный опыт. В прошедшем учебном году мои ученицы сдали ЕГЭ по одному из предметов на 78 баллов. Для такого сложного предмета этот показатель является очень хорошим. Но в институте оказалось более 20 человек со стопроцентным результатом. Ни за что не поверю, что такое количество человек могли сдать ЕГЭ по этому предмету на 100 баллов! Думали, что уберут коррупцию через ЕГЭ, а она расплодилась еще больше. Это ведь Россия! Раньше по билетам в вузы поступали: у преподавателей уже был список людей, которым нужно поставить пятерки, без разницы, как они ответят. Сейчас привозят ЕГЭ на 100 баллов. Ничего принципиально не изменилось!

...Про зарплату

Зарплата учителя напрямую зависит от количества часов, которые он преподает.

При этом каждый сам определяет, сколько брать. Свыше тридцати часов вести сложный предмет, который требует проверку тетрадей или подготовку к занятиям, невозможно. Но физкультуру или труды даже по 36 часов ведут. Всё это делается для того, чтобы была более или менее достойная зарплата. Если работать на одну ставку, много не заработаешь. Складывается мнение, что учителям постоянно поднимают зарплату. Но не все до конца понимают эту новую систему оплаты труда: повышается лишь вариативная часть, а оклад остается прежним.

Поэтому и молодежь в школу идти не хочет. Первое время зарплата у молодых специалистов совсем небольшая. Те критерии, которые работают на повышение оклада, зависят и от стажа, и от квалификации, и от наработок предыдущего года, успешности учеников. На это нужно время, годы. Много часов, как старшие коллеги, они тоже не могут взять – опыта маловато. У меня сейчас подготовка к уроку уже не занимает два часа, как это было в начале педагогической деятельности. Максимум, который способен взять молодой учитель, это 18 часов. И максимум, который он за это получит, составит 10 тысяч рублей. А как на них жить? Если и одеться хочется, и за квартиру нужно заплатить?!

Становится даже немного страшно, потому что лет через десять некому будет сменить нынешних учителей. Я смеюсь, когда говорю, что 15 лет назад пришла в школу молодым педагогом, и спустя время все равно остаюсь молодёжью. Смены нет. Приходят на «началку», на среднее звено сложнее, а на старшее вообще не хотят идти. Свободные вакансии есть во всех школах.

...О молодости

Мы учим детей, а они учат нас. Поэтому учителя всегда молодые.

Дети учат нас фантазировать, мечтать, относиться к проблемам проще. Учат легкости, потому что все мы в последнее время много «заморачиваемся».

Раньше очень много ездили с детьми: в театры, на экскурсии. Сейчас опять же столько изменений! Понимаю, всё направлено на безопасность детей. Но теперь, чтобы запланировать поездку и взять разрешения во всех необходимых инстанциях, можно потратить весь учебный год. Если выставляют такие жесткие требования, то и условия нужно создавать. Например, организовать и автотранспортное предприятие, у которого будут автобусы для перевозки детей, и все необходимые разрешения. Учителю было бы достаточно согласовать список детей с директором и организовать поездку. Сейчас же с этим такие сложности, что иной раз не хочешь связываться.

...О платном обучении

Обязательные компоненты, конечно, должны быть бесплатными. А дополнительные услуги можно поставить за отдельную плату.

Только эту схему нужно хорошо проработать, прежде чем воплощать в реальность. Например, в Англии выявляют одаренных детей и отслеживают их материальное состояние. За способности ученику положены государственные льготы. В то же время, если ребенок не проявляет стараний и интереса к учебе, а британские родители платят немалые деньги, нерадивого школьника все равно исключат. У нас в стране может быть перекос: талантливые дети останутся без образования, ложные грамотеи выйдут из школы. Деньги решают всё. И в образовании тоже.

Образ идеального учителя

Самый что ни на есть обычный. Самое главное – учитель должен служить примером.

Я никогда не буду объяснять, что не надо мусорить на улицах. Я просто буду идти с учениками, увижу бумажку и, ничего не объясняя, выброшу ее в урну. Как я могу учить детей не врать, если сама буду где-то лукавить?! А когда поднимают тему плохих или нерадивых учителей, мне хочется сказать: давайте посмотрим на любую другую сферу. Взять врачей: к одному бежишь, а к другому в кабинет боишься зайти. Точно так же и продавцы. С кем-то будешь советоваться, какой товар купить, а другой так ответит, что в следующий раз не захочется приходить.

Учитель – такая же профессия, как и многие другие. Все в ней зависит от самого человека. Жаль только, что профессия эта вырождается, хотя необходимость в ней растёт. Но мы, как дети, верим в чудеса. И надеемся, что жизнь будет лучше. Что в школу будут приходить новые кадры, что родители будут уважать труд учителя, что ученики будут благодарными и внимательными.

Дарья Лиско

Источник:  газета «Рабочий»
Короткая ссылка на новость: https://sosnovoborsk.ru/~Ls2kP

Новое на сайте

Как отличить законный сбор денег от поборов?

Как отличить законный сбор денег от поборов?

Каждый год по осени, как только пройдут первые собрания в детских садах и школах, в воздухе начинает витать вопрос о законности и необходимости сбора денег на различные «образовательные нужды». Рособрнадзор регулярно официально напоминает, что в образовательных учреждениях с родителей не имеют права брать деньги на бытовую химию, ремонты, учебники, оргтехнику и прочее. Чиновники, апеллируя законом «Об образовании», призывают не бояться и писать официальные жалобы на незаконные действия педагогов. А как разобраться, что законно, и в каком размере, а что является наглым побором?

читать все материалы

Недружественное дело

Недружественное дело

По данным следствия, обвиняемая, являясь индивидуальным предпринимателем, осуществляла эксплуатацию аквацентра «Дружба», расположенного в Березовском районе Красноярского края

читать все новости



   
Яндекс.Метрика