ЧП городского масштаба

ЧП городского масштаба
31.01.2013

В Сосновоборске произошло три шокирующих случая за неделю

23 января город потрясло трагическое событие: добровольно ушел из жизни 12-летний мальчик, ученик одной из сосновоборских школ. Событие это для маленького, спокойного городка стало шоком,
в своем роде даже чп: старожилы говорят,
что за всю историю Сосновоборска они не припомнят подростковых самоубийств.
Сегодня, говоря об этом, мы умышленно уходим от обсуждения деталей и подробностей случившегося, каких-либо слухов и домыслов, дабы не травмировать и без того убитых горем родственников. Это было бы, по меньшей мере, некорректно. Трагедия произошла, и что-либо изменить уже невозможно.

Однако и игнорировать такое нельзя, поскольку попытки суицида продолжаются: 24 января еще одна школьница попыталась свести счеты с жизнью, наглотавшись таблеток, 29 января ее примеру последовала другая девочка — вскрыла себе вены. Благо, в этих двух случаях без летального исхода. Это невиданная доселе для Сосновоборска концентрация суицидальных попыток. В свете этих печальных фактов мы решили поразмышлять, почему такое происходит и как избежать подобной беды. Берясь за подготовку материала, мы полагали, что столкнемся с определенными трудностями, но того, что вокруг этих событий возникнет своеобразный вакуум, признаться, не ожидали. Многие, к кому мы обращались, разными способами – от намеков до прямого текста – говорили, что на эту тему они беседовать отказываются. И это не частные лица, а сотрудники госучреждений города. По всей видимости, считается, что если о проблеме не говорить, то ее как бы и нет. Между тем, ситуация накаляется, и объявленный ей бойкот ещё неизвестно, как на ней скажется. Но справедливости ради стоит отметить, что на расширенном совещании, которое состоялось в городской администрации в минувший вторник (к тому времени материал для газеты уже был подготовлен), было решено вплотную заняться профилактическими мерами, а образовательным и социальным учреждениям дано указание не отмалчиваться по поводу этих событий.

Взрослые часто недооценивают сложность подростковой жизни, и это неудивительно. Одни забыли, что когда-то сами были детьми и остро переживали каждую свою неудачу, другие настолько заняты «взрослыми» трудностями, что детские переживания кажутся им несущественными. А потому многие отмахиваются от собственных чад с фразой: «Мне бы твои проблемы». Между тем, не следует забывать о том, что все в мире относительно, и проблемы детей для них самих столь же важны и нелегки, как и для их родителей «взрослые» беды – об этом в голос говорят все психологи. Однако не все это учитывают, придерживаясь весьма расхожего мнения: сыт, одет, обут – грех жаловаться. Тем не менее, материальное благополучие – не залог благополучия морального. А потому дети очень часто, имея семью, оказываются одинокими в этом плане. А если еще и не ладятся отношения со сверстниками или подросток страдает от неразделенной любви?

Все причины, толкающие подростков на самоубийство, как правило, сводятся к одной – невозможность разрешить ту или иную проблему. Тогда почему одни могут бороться с трудностями, а другие не могут или не хотят этого делать? О некоторых аспектах детской психики и причинах кардинальных поступков мы побеседовали с кандидатом психологических наук, заведующей кафедрой психического здоровья Института педагогики, психологии и социологии Сибирского Федерального университета Еленой Федоренко.

— Елена Юрьевна, чем можно объяснить такие шокирующие действия школьников? Все-таки три случая за неделю – это пугающая частота. Какой же сложности должны быть проблемы, чтобы решением стало самоубийство?

— Подростковый возраст, наверное, самый сложный период в жизни людей. Это то время, когда они еще не взрослые, но уже и не дети. В этот период подростки остро воспринимают все трудности, и поводом для крайней меры может послужить все, что угодно: начиная с «двойки» в школе и заканчивая отношениями с одноклассниками. Поэтому о причинах нельзя говорить однозначно – это всегда предмет исследования. О том, являются эти три случая совпадением или закономерностью, сказать так просто нельзя. Здесь нужно проделать большую работу, провести своеобразное расследование, сделать выводы.

— Однако все мы понимаем, что далеко не каждый отреагирует на проблему попыткой покинуть этот мир. Значит, первопричиной должно быть что-то общее?

— Как правило, к таким поступкам подталкивают слабые связи с людьми и вытекающее из этого чувство изоляции, отчужденности от мира. Если у ребенка есть отношения, которые он воспринимает как близкие и важные для него (семья, например), такого практически не случается. Из любой ситуации можно найти выход и пережить ее, если чувствуешь опору в своем окружении.

— А если таковой опоры нет, и отношения в той же семье далеки от совершенства, то, получается, ребенок пытается таким кардинальным способом привлечь к себе внимание?

— Практически любая попытка свести счеты с жизнью – это акт привлечения внимания к своей персоне. Подчеркну: практически – все-таки каждый случай нужно рассматривать индивидуально. Иногда это своеобразный крик о помощи, если ребенка, скажем, не замечают. Это способ «встряхнуть» ситуацию вокруг себя. Таким образом дети «напоминают» о своем существовании общественности: учителям, родителям, сверстникам.

— В большинстве своем окружающие не готовы к таким «напоминаниям» и часто бывают обескуражены. Если такое уже произошло, что делать? Какую работу нужно провести с ребенком?

— Демонстративность любого поступка несет в себе конкретную функцию – вызвать определенные чувства относительно себя, например, жалость. Это действие, которое совершил ребенок по отношению не к себе, а к другим людям. Это означает, что работать нужно не столько с ребенком, сколько с его ближайшим окружением – тем самым, которому произошедшее было адресовано. Нет смысла проделать работу с ребенком, а потом поместить его обратно в ту же социальную среду – проблема не исчезнет.

— Так что же делать растерявшимся близким, если ребенок все-таки попытался свести счеты с жизнью?

— В первую очередь, конечно, нужно выяснить, что и кому таким способом хотел сказать ребенок. Особое внимание хотелось бы обратить на то, что специалисты, которые будут этим заниматься, должны быть весьма компетентными, поскольку тема очень тонкая, и обсуждать ее с ребенком нужно крайне осторожно.

Мы умышленно не спрашивали Елену Юрьевну о том, как предотвратить суицидальные попытки подростков. Во-первых, это становится понятным из нашего диалога, а во-вторых, не надо быть гуру психологии, чтобы понять, что основой любых отношений должны быть доверие, взаимопонимание, отзывчивость, а семейных – еще и любовь. И по совету собеседницы обращаемся ко всем родителям: чем ближе и доверительнее отношения в семье, тем больше у ребенка уверенности в заботе и поддержке, тем очевиднее для него, что он нужен, любим и не одинок на этом свете.

Надежда Букреева, психолог, руководитель психолого-медико-педагогической комиссии Управления образования города Сосновоборска:

— К сожалению, когда школьники испытывают определенные психологические проблемы, они очень редко самостоятельно обращаются к работающему в школе специалисту. Дело тут в том, что они не доверяют взрослым, предпочитая секретничать со сверстниками, а штатного психолога вообще воспринимают, как одного из учителей. Наверное, имело бы смысл вынести психологическую службу за пределы образовательных учреждений – например, создать центр психологической помощи. Возможно, если бы психолог не ассоциировался у ребенка со школой и рассматривался как помощник в проблемах, дети стали бы ему больше доверять.

Алена Просекова, педагог-психолог,
заместитель руководителя психолого-медико-педагогической комиссии Управления образования города Сосновоборска:

— Обычно причинами ухода из жизни у подростков становятся отсутствие доверительных отношений в семье, проблемы в общении со сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, неудачи в школе, неразделенная любовь, насилие. Немаловажное значение имеют распространяющаяся «мода» на суицид, определенные фильмы (про смерть, загробную жизнь). Интернет, к слову, тоже способствует получению такой информации. Поэтому не стоит легкомысленно относиться к тому, что ваш ребенок подолгу сидит за компьютером. Кроме того, нужно по возможности отслеживать, какие страницы он посещает, и ограничить доступ к опасным и провоцирующим сайтам.

Тамара Дорогань,
детский психиатр сосновоборской ЦГБ:

— И семья, и школа должны являться полноценными участниками и помощниками в жизни детей. Кроме того, взаимодействие должно быть довольно тесным: только так можно быть уверенным, что любую проблему удастся обнаружить своевременно. Поэтому очень важна психологическая помощь в школе, ведь там дети проводят очень много времени. Если у ребенка есть отклонения в эмоциональной сфере, ему обязательно нужно помочь. Всего, конечно, не предусмотреть, но в каждой школе есть психолог, который должен не только помогать решать проблемы школьникам, но и заниматься профилактикой. Для этого существуют всевозможные психологические тесты. На первом этапе выявлять такие проблемы должны именно психологи. Не скажу, что это просто, но вполне реально.

Куда обращаться?

Единый общероссийский номер телефона доверия: 8-800-2000-122.

Позвонить может любой ребенок и подросток из любой точки страны, равно как и любой родитель, или другой неравнодушный к судьбе ребенка человек – и получить скорую психологическую помощь или какие-то ориентиры по сопутствующим вопросам, включая и административно-юридические. На линии работают специалисты с высшим образованием.

Катерина Корчагина

Источник:  газета «Рабочий»
Короткая ссылка на новость: https://sosnovoborsk.ru/~n5G61

Новое на сайте

Как отличить законный сбор денег от поборов?

Как отличить законный сбор денег от поборов?

Каждый год по осени, как только пройдут первые собрания в детских садах и школах, в воздухе начинает витать вопрос о законности и необходимости сбора денег на различные «образовательные нужды». Рособрнадзор регулярно официально напоминает, что в образовательных учреждениях с родителей не имеют права брать деньги на бытовую химию, ремонты, учебники, оргтехнику и прочее. Чиновники, апеллируя законом «Об образовании», призывают не бояться и писать официальные жалобы на незаконные действия педагогов. А как разобраться, что законно, и в каком размере, а что является наглым побором?

читать все материалы

Недружественное дело

Недружественное дело

По данным следствия, обвиняемая, являясь индивидуальным предпринимателем, осуществляла эксплуатацию аквацентра «Дружба», расположенного в Березовском районе Красноярского края

читать все новости



   
Яндекс.Метрика