Дети так не делятся

Дети так не делятся
11.11.2015

Дети так не делятся

Жестокий скандал разгорелся в одной из московских школ. Там родители четвероклассников потребовали изолировать своих детей от девочки с синдромом Дауна. Этой девочкой была дочка их классной руководительницы. Женщина иногда брала семилетнюю Машу с собой на работу. Присутствие тихой безобидной девочки на уроках уже давно вызывало у некоторых родителей недовольство. Но кульминацией истории стал случай с выпускным альбомом, на одной из фотографий которого случайно оказалась дочка учительницы. Родители школьников заявили, что на общем снимке нет места ребенку с синдромом Дауна. На родительском совете уже приняли решение — коллективный снимок переделать и убрать с него портрет Маши.

В этом школьном альбоме фотография 7-летней девочки с синдромом Дауна оказалась неприятной для большинства родителей.

Не только Маша

Из чего рождается жестокость? Почему люди устанавливают рамки своей доброты? Кто способен в них вписаться, а кто остаётся в стороне? Как отсутствие понимания и милосердия в обществе делает его равнодушным, и можно ли что-то поменять? Все эти вопросы невольно возникают, когда в очередной раз слышишь об историях из жизни, таких, например, которая случилась недавно в одной из московских школ.  А немного раньше СМИ обсуждали случай в Нижнем Новгороде с сестрой известной модели Натальи Водяновой. Девушку, страдающую ДЦП и аутизмом, грубо выставили из кафе – та, мол, «отпугивала посетителей своим внешним видом». Но дальше – ближе.

В Красноярске жители одной из многоэтажек выступили против установки пандуса для того, чтобы дети-инвалиды могли посещать инклюзивный учебный центр на первом этаже дома. Подавляющее большинство жильцов заявило, что предпочитает не видеть у себя во дворе детей-колясочников.

Что это? Намеренное нежелание касаться проблем людей с ограниченными возможностями здоровья или циничное неприятие тех, кто так не похож на нас?! И напрасно думать, что эта проблема не касается нашего города. Подобные истории бывают в школах и детских садах, которые посещают ваши дети, и даже в вашем дворе, где возможно сегодня вышел на прогулку ребёнок, больной синдромом Дауна или страдающий аутизмом...

«Столкновение общества с детьми-инвалидами – это реальность. И от неё никуда не убежишь, - рассказали нам в Комплексном центре социального обслуживания населения Сосновоборска, когда мы пытались узнать о ситуации в нашем городе. – Родители, воспитывающие таких ребятишек, часто жалуются на непонимание и косые взгляды. И не только со стороны посторонних людей, простых прохожих».

 «Даже педагоги позволяют себе неприемлемые действия, - отмечают  работники отделения реабилитации детей-инвалидов. - Например, были случаи, когда воспитатели в детских садах просто уводили детей с ограниченными возможностями здоровья в другую комнату, чтобы те не мешали им проводить занятия или игры со здоровыми детьми. Одна из мам, воспитывающая девочку с синдромом Дауна рассказывала, как её ребёнка сторонятся во дворе. Другие родители запрещают своим детям играть с ней в одной песочнице, уводят за руки, когда та выходит гулять. Видимо, они полагают, что она заразная или очень опасная…»

И эти истории на столько же вопиющие, на сколько, к сожалению, и распространенные – дети с ограниченными возможностями здоровья пока не воспринимаются окружающими как равные. То же самое касается и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, воспитанников детского дома. Зачастую общество не просто не принимает, а выталкивает их из своей среды.

Чужие среди своих

«Мы сталкиваемся с негативом в отношении наших воспитанников очень часто, - рассказывает директор Сосновоборского детского дома Светлана Филькина. – В канун нового учебного года мы определяли в одну из школ Сосновоборска нашего воспитанника, идущего в 1 класс. Но мне позвонил директор этой школы и сказал, что учитель против того, чтобы в её классе учился воспитанник детского дома. Директор попросила нас обратиться в другое образовательное учреждение. Конечно, наши дети – не вундеркинды, звёзд с неба не хватают, понятно, с какой генетикой, понятно, с какими личностными особенностями… Но меня удивила и поразила эта ситуация тем, что с такой просьбой ко мне обратился именно руководитель образовательного учреждения…»

Когда мы пришли в Сосновоборский детский дом, здесь было непривычно шумно. Наступили первые дни школьных каникул. Все собрались вместе, но каждый занят своими делами: в спортивном зале тренируются ребята, девчонки смотрят мультфильмы, о чем-то шепчутся, смеются, несколько человек в библиотеке помогают раскладывать книги по полкам, ребятишки помладше что-то мастерят из конструктора, один из воспитанников старательно рисует осенние листья в альбоме. Недавно в школе у второклассника Сергея был праздник. Но на этот праздник ему запретили приходить.

- После уроков я хотел остаться на продлёнку, но учительница подошла ко мне и сказала, что продлёнки не будет. В школе проходит осенний бал, а мне на него нельзя, - рассказывает мальчик. Нет, без обиды и огорчения рассказывает он об этом случае. А так, как будто эта история – обыденность для него и еще сорока других ребятишек, живущих в стенах казённого учреждения.

Они уже не плачут, их жизнь и так доставила достаточно обид и огорчений. Но иногда они просто не понимают, почему именно так на них реагируют люди, почему им нельзя ходить в гости к одноклассникам, посещать какие-то мероприятия… Невозможно найти оправдания родителям других детей, которые выступают против того, чтобы дети из детского дома занимались в одном коллективе с их ребёнком. Еще более непонятны взгляды педагога дополнительного образования, который отказывает ребенку из детдома в посещении кружка… И ведь это тоже сосновоборская действительность! Порой этим ребятишкам произносят такие фразы, которые вряд ли способны сказать «домашним детям». «Но особенно сложно приходится в период новогодних праздников и выпускных вечеров», - говорят в детском доме.

- В прошлом году наша девочка училась в одиннадцатом классе, и все родители детей из этого класса прекрасно знали, что Яна воспитывается в детском доме, - рассказывает Светлана Филькина. - Но перед выпускным нас буквально забомбардировали звонки из родительского комитета. Нам настойчиво рекомендовали сдать деньги за Яну на цветы и подарки для учителей. И это притом, что летом девочка, работая в трудовых отрядах старшеклассников, заработала деньги и сдала их на памятный фотоальбом. Но откуда она должна была взять средства на другие расходы, и было ли это настолько важно?

Директор детского дома отмечает, с каждым годом ситуация становится всё хуже. Безусловно, что воспитанники бывают разными. В детский дом они чаще всего попадают уже со своими привычками, характером, с трудностями и покалеченными судьбами. И с ними порой бывает сложнее, чем с детьми, живущими в семьях.

- Но их нельзя назвать чужими. Это дети, ставшие государственными, а значит, нашими общими, - говорит Светлана Филькина. – И однажды они выйдут из стен детского дома и так или иначе войдут в общество, будут жить рядом с нами. Поэтому то, как мы их воспитаем, что мы им дадим сейчас, мы получим в ответ. Мы можем воспитать ненавидящих, жестоких, агрессивных  и ищущих выгоду людей, а можем привить им добро и понимание. 

От автора: Недавно  мой ребенок сломал правую руку. В школе вахтёр не пропустила меня в кабинет, чтобы я помогла дочери донести пятикилограммовый рюкзак, вдобавок к которому были костюм для праздника и папка с книгами в библиотеку. Женщина у входа сказала: «Ничего страшного, одной рукой донесёт! А если не сможет взять всё сразу, вернется еще раз». Действительно, ничего страшного не случилось. Ребенок вернулся за остальными сумками еще раз. Но у нас были временные трудности, связанные с травмой. Однако тогда я задумалась: с каким количеством чёрствости и равнодушия приходится сталкиваться родителям детей-инвалидов и самим ребятишкам на протяжении всей жизни? И наша статья, конечно, не о том, вместе или отдельно учатся здоровые дети, дети с ограниченными возможностями или лишенные родительской заботы ребятишки. Эта статья о том, как мы относимся друг к другу. Всегда ли хватает у нас сочувствия и душевной доброты к тем, кто рядом, кто отличается от большинства, кто нуждается в понимании и помощи.  Воспитываем ли мы своих детей таким образом, чтобы они были терпимее, старались слышать и понимать других? Не зря говорят, что поступки всегда возвращаются к людям. Так пусть нам вернется добро и сердечность, а не равнодушие и жестокость. Ведь  жизнь иногда преподносит совсем неожиданные сюрпризы и испытания.

балкон 5.jpg

Кстати: Международный день толерантности (терпимости) отмечается ежегодно 16 ноября. Декларация принципов терпимости провозглашает, что все люди по своей природе различны, но равны в своих достоинствах и правах. Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения.

 

Источник:  "Сосновоборская газета"
Короткая ссылка на новость: https://sosnovoborsk.ru/~XHswl

Новое на сайте

Как отличить законный сбор денег от поборов?

Как отличить законный сбор денег от поборов?

Каждый год по осени, как только пройдут первые собрания в детских садах и школах, в воздухе начинает витать вопрос о законности и необходимости сбора денег на различные «образовательные нужды». Рособрнадзор регулярно официально напоминает, что в образовательных учреждениях с родителей не имеют права брать деньги на бытовую химию, ремонты, учебники, оргтехнику и прочее. Чиновники, апеллируя законом «Об образовании», призывают не бояться и писать официальные жалобы на незаконные действия педагогов. А как разобраться, что законно, и в каком размере, а что является наглым побором?

читать все материалы

Недружественное дело

Недружественное дело

По данным следствия, обвиняемая, являясь индивидуальным предпринимателем, осуществляла эксплуатацию аквацентра «Дружба», расположенного в Березовском районе Красноярского края

читать все новости



   
Яндекс.Метрика