Город штампов. Нужен бренд!

Город штампов. Нужен бренд!
14.03.2013

Такой диагноз поставили Сосновоборску именитые московские графические дизайнеры. Сделали они это в ходе выездного семинара «Сосновоборский практикум». На нём обсуждалось такое понятие, как территориальный брендинг. Это сейчас очень популярное явление за рубежом. Городам придумывают и создают определённый бренд, который определяет их дальнейшую жизнь. Вот и решили в администрации Сосновоборска пойти по этой неизведанной до сей поры «дорожке», которая должна, как уверяют «проводники», привести нашу территорию к новой жизни. В их роли выступили Сергей Серов, Елена Мадиевская и Пётр Банков – известные специалисты территориального брендинга и графического дизайна. Именно они вместе с начинающими коллегами из Красноярска вызвались создать бренд нашего города.

В некоторых городах России уже пытались это сделать, однако там такое явление, как брендинг, носило скорее хаотичный характер. К тому же его плоды вызвали неоднозначную реакцию в обществе. Взять, к примеру, Пермь. Даже многие пермяки не совсем поняли, зачем в городе установили странные скульптуры и памятники. Посадили на крыши зданий больших красных человечков. По задумке авторов проекта всё это должно было сделать Пермь столицей современного искусства и привлечь в город поток туристов. Но вначале всё это восприняли как блажь. Однако, справедливости ради надо отметить, что интерес к этой территории значительно возрос.

Так что, получается, если поставить в Сосновоборске нелепую необычную скульптуру, то всё: мы станем известными на весь мир? Оказывается, что это далеко не так. По словам Елены Мадиевской, известного дизайнера-графика, которая считается ведущим специалистом по брендированию, всё намного сложнее.

- Брендинг – это идея, которая объединяет город. Делает таким, каким хотят его видеть, в первую очередь, сами жители. Ведь конечный результат – сделать среду обитания такой, чтобы она была дружелюбна и говорила о территории и его населении. За это как раз отвечает графический дизайн. Он нужен для того, чтобы информацию о городе можно было «получать» глазами. Не зря же в основе лежит такое понятие, как бренд – знак, которому доверяешь.

Но прежде, чем разработать бренд, нужно собрать информацию об объекте, что и было сделано. Ведь наш город и без брендинга говорит о многом. То, о чём он «рассказал» маститым дизайнерам, и стало первой частью выездного семинара «Сосновоборский практикум». Условно информация была разбита на несколько пунктов. Чтобы стало понятно, каждому из них было придумано название. Вначале отметили негативные с точки зрения графического дизайна явления. Из выступления вице-президента Академии графического дизайна Сергея Серова стало понятно, что Сосновоборск – это «город воинской славы», «город для великанов», «город коробок», «город дикой рекламы». Вроде бы, на первый взгляд, чего тут обидного? Нормальные понятия… Ну, кроме последнего пункта. Уличная реклама, которая не носит системный характер – это бич всех российских городов. Повсеместно развешанные пестрые баннеры говорят о том, что сосновоборцам не хватает информации о городе и о том, что в нём происходит. Решить эту проблему может применение графического дизайна. Однако, по мнению специалистов брендинга, во-первых, всё это штампы, распространённые в России и делающие Сосновоборск безликим, а во-вторых, это негативно сказывается и на самих сосновоборцах.

- Взять, к примеру, ваши дороги, автомобильные и пешеходные, - говорит Сергей Серов. – Ведь это взлетно-посадочные полосы. По ним могли бы спокойно ходить великаны. Всё это делает маленький город неуютным, несуразным с точки зрения дизайна. В европейских городках, например, таких широких дорог нет.

Тут хотелось сразу же возразить вице-президенту Академии графического дизайна: мол, а как же широта русской души… Но вердикт его был однозначным: склонность к гигантомании в городах досталась нам от советской эпохи. Так же, как и многоэтажные здания-коробки, еще один штамп Сосновоборска. Они, по мнению дизайнеров-графиков, делают город серым и отталкивающим для жителей. Острые углы в большом количестве давят на психику, делая человека «винтиком системы-идеологии». Разорвать этот «порочный» круг и сделать архитектуру города интересной и разнообразной может малоэтажное строительство. Ещё один показательный момент, который характеризует отношение к Сосновоборску приезжих дизайнеров: Сергей Серов одну из главных наших достопримечательностей - городской фонтан - назвал «фонтанирующим мавзолеем». Такое же скептическое отношение и к аллее ветеранов. По мнению специалистов графического дизайна, в городе, в котором никогда не было войны, нелепо смотрятся пушки на постаментах.

Но, как известно, любой минус легко становится плюсом. Нужен лишь один штрих, и всё. Например, в Киеве памятники в виде боевой техники покрасили в розовый и голубой цвета, и они вмиг стали достопримечательностью. Так что, нам пушки разукрасить что ли? Как считает дизайнер-график, креативный директор и владелец крупнейшей в стране студии «Дизайн Депо» Пётр Банков, эпатаж – это один из инструментов территориального брендинга.

- У вас в лесу живут белки. Давайте, например, скажем, что они какие-то особые. Придумаем легенду, которая привлечёт внимание людей. Способов много: конкурс красоты снежных баб, чемпионат России по дурацким играм… Немного фантазии - и о Сосновоборске будут говорить.

Специалисты территориального брендинга отметили склонность сосновоборцев к необычным поступкам. Давать названия домам, проводить городской парад колясок. Это положительный момент в процессе создания бренда. Ещё один плюс – Сосновоборск можно позиционировать себя как экогород. Окруженный природой и засаженный деревьями, он становится привлекательным местом для жизни и отдыха. С архитектурой у нас тоже не всё так плохо. Наряду с серыми зданиями-коробками у нас, оказывается, есть объекты, которые можно сделать уникальными с точки зрения дизайна. Например, шахты канализации или необычной формы, в виде дворца, трансформаторные будки. Необходимо лишь сакцентировать на них внимание, и они могут легко стать достопримечательностью Сосновоборска.

На выездном семинаре «Сосновоборский практикум» были рассмотрены лишь основные понятия территориального брендинга и расставлены акценты, на которые стоит обратить внимание при создании бренда Сосновоборска. Теперь специалисты отправятся думать над концепцией, которую представят через некоторое время на суд сосновоборцев. А я стал ждать результатов их работы, загруженный информацией о брендировании и о том, что это даст городу. Мыслей две. Первая: я побывал в деревне Васюки, на выступлении Остапа Бендера. Вторая: опыт других городов показывает, что бренд положительно сказывается на жизни города и его жителей. Сейчас пока эти мысли борются в моей голове. Какая из них победит? Подождем.

Леонид Николаев

Источник:  газета «Рабочий»
Короткая ссылка на новость: https://sosnovoborsk.ru/~yKera

Новое на сайте

Как отличить законный сбор денег от поборов?

Как отличить законный сбор денег от поборов?

Каждый год по осени, как только пройдут первые собрания в детских садах и школах, в воздухе начинает витать вопрос о законности и необходимости сбора денег на различные «образовательные нужды». Рособрнадзор регулярно официально напоминает, что в образовательных учреждениях с родителей не имеют права брать деньги на бытовую химию, ремонты, учебники, оргтехнику и прочее. Чиновники, апеллируя законом «Об образовании», призывают не бояться и писать официальные жалобы на незаконные действия педагогов. А как разобраться, что законно, и в каком размере, а что является наглым побором?

читать все материалы

Недружественное дело

Недружественное дело

По данным следствия, обвиняемая, являясь индивидуальным предпринимателем, осуществляла эксплуатацию аквацентра «Дружба», расположенного в Березовском районе Красноярского края

читать все новости



   
Яндекс.Метрика