С миру по нитке – и собран прицеп

С миру по нитке –  и собран прицеп
08.11.2012

тридцать восемь лет назад на временных площадях цеха нестандартного оборудования Красноярского завода автоприцепов были собраны первые два полуприцепа ОДАЗ-9370. Один из них возглавил колонну сосновоборцев на праздничной демонстрации 7 ноября в городе Красноярске.

Нам удалось связаться с некоторыми людьми, которые стояли у истоков предприятия и имеют самое непосредственное отношение к выпуску первой продукции завода.

По словам инженера-технолога Татьяны Никитиной, пришедшей на предприятие сразу после институтской скамьи в качестве молодого специалиста, изготовление этих опытных образцов делалось параллельно со строительством завода.

— Это была «голубая» мечта директора завода Юрия Ивановича Матвеева – показать всем, что мы будем производить, - вспоминает Татьяна Алексеевна. — Одно дело – возвести стены, цеха, а другое – начать изготавливать продукцию. Не было времени выжидать, пока построят завод, а потом начинят его оборудованием. Однако сложность претворения задуманного в жизнь состояла в том, что не было еще ни литейного цеха, ни кузнечного, ни стальцеха, ни даже чертежей, которые заводчане собирали со всей страны, мотаясь по командировкам. Головное конструкторское бюро находилось тогда в Одессе. Ездили и в Москву, и в Минск, и в Орск, где уже работали подобные предприятия. Многие детали первых двух полуприцепов получали с «КАМАЗа», что-то делали своими силами на заводе либо на предприятиях края. Работа длилась около пяти месяцев, но дело того стоило.

В том, что первые полуприцепы появились вовремя, как и было задумано - к 7 ноября – большая заслуга Виктора Баева, в ту пору конструктора 1 категории отдела главного технолога.

— Для того, чтобы изготовить и обработать балку оси, нужны были соответствующие станки.

А у нас их не было, - рассказывает Виктор Васильевич. - Поэтому меня отправили в командировку в Бобруйск с напутствием: «Без станков не возвращайся». Бобруйск на то время получил 4 станка, два из которых стояли на складе. Там пошли нам навстречу, но предупредили: «Пока деньги не получим, станки не отдадим». А вот с оплатой возникли кое-какие проблемы, но оборудование я все-таки выбил. Пусть и с большими усилиями. Заказал две платформы и уехал в Минск, где дошел до самого зам. министра железной дороги, чтобы получить разрешение на транспортировку оборудования. И там тоже дали «добро». Так что, когда повезли опытный полуприцеп на демонстрацию в Красноярск, я испытывал немалую гордость за то, что в этом есть и доля моего труда.

Инженер – технолог Галина Федорова, отдавшая заводу тридцать пять лет своей жизни, везла детали для первых прицепов из самой Москвы чуть ли не в дамской сумочке.

— Я, конечно, ездила туда по другим делам, - рассказывает Галина Павловна. – Но мне сказали: «Захвати заодно и недостающие детали». Ну что же делать, время поджимало. Отсчитали ровно столько, сколько нужно было для двух полуприцепов, а остальное отправили почтой.

По словам бывших заводчан, отправляясь на демонстрацию в Красноярск, они боялись, что полуприцеп, сделанный полукустарным способом, с большими недоработками, по дороге может развалиться. Но этого не случилось. Конечно, выпускать на дорогу эти прицепы было попросту опасно. По большому счету, он был недоработан. Старожилы еще помнят шумиху, поднявшуюся в те годы в стране, когда погиб водитель из-за того, что в прицепе во время движения обвалилась балка. Так что первым двум прицепам поколесить по дорогам страны не довелось. Однако уже через год производство прицепной техники было отлажено, а на рынке машиностроения появился достаточно серьезный конкурент – «КЗАП».

— Погода в 74-м году 7 ноября была примерно такой же, как сейчас, — вспоминает Татьяна Никитина. – Снега было мало, довольно морозно, и пока мы дождались начала шествия, очень замерзли все. Демонстрация начиналась в районе Предмостной площади: мы шли до Театра музкомедии, где разворачивались и двигались обратно.

Еще года три подряд заводчане гордо демонстрировали свою продукцию во время массовых празднований и шествий. А потом первый полуприцеп служил главной трибуной во время демонстраций уже в Сосновоборске. Он устанавливался возле почты, откуда выступающие произносили торжественные речи, вещали о производственных достижениях предприятия, учреждений города. Между демонстрациями прицеп, вернее, два первых прицепа служили верой и правдой, что-то перевозя из цеха в цех, по территории завода. Поставить их на постамент было бы непозволительной роскошью.

Кстати, к 1974 году на заводе трудилось уже 680 человек. Несмотря на то, что пока завод не вышел на полную мощность, детали везли с других предприятий. Уже в следующем году было изготовлено десять полуприцепов. Он памятен в истории завода многими событиями. Именно этот год стал годом рождения электроцеха, котельного, инструментального, теплотехнического цехов. Были также образованы отдел внешней кооперации, инструментально-штамповочный, производственный отделы, отдел стандартизации и нормализации, отделы главного конструктора и главного сварщика. 30 декабря 75 года в блоке литейных цехов важное событие - проведена первая плавка и получены первые отливки чугуна. И дальше по нарастающей. Максимальное же производство было достигнуто в 1982 году, когда был выпущен стотысячный полуприцеп, и наша техника разошлась в разные уголки страны. Наращивание темпов шло гигантскими шагами. А потом появилось целое семейство большегрузных прицепов , среди них: полуприцеп-самосвал 93701, сельскохозяйственный прицеп-самосвал, полуприцеп-рефрижератор 9772.

В 1977 году пришли на завод супруги Бурнасенко: тогда это было не редкостью, когда приходили на предприятие целыми династиями. Сергей Григорьевич работал сварщиком в сварочно-сборочном цехе. Трудились тогда в две смены и за сутки, по его словам, производили от 37 до 40 прицепов.

— Вспоминаю эти годы как одни из лучших в моей жизни, - рассказывает заводчанин. – Утром весь город огромной колонной шел на работу. И что вспоминается, так это взаимовыручка. Если что-то не успеваешь или не справляешься со своей работой, обязательно кто-нибудь подойдет и поможет. И демонстрации тоже проходили весело: кто с гармошкой выйдет, песни на всю округу поет, кто с баяном.

Год за годом все больше продукции выходило из стен нашего завода. Тысячи прицепов, сделанных в маленьком сибирском городе, колесили по дорогам страны. И до сих пор еще бегают, как напоминание того, что когда-то в Сосновоборске работала огромная махина, обеспечивающая страну прицепной техникой, находящей применение буквально во всех хозяйственных отраслях. После перестройки завод начал постепенно приходить в упадок. И вскоре «временная», как было объявлено, консервация производства, стала началом конца. А бывшие теперь уже заводчане до сих пор вспоминают о нем с ностальгией и благодарностью.

Светлана Рогова 

Источник:  газета «Рабочий»
Короткая ссылка на новость: https://sosnovoborsk.ru/~VFy3R

Новое на сайте

Как отличить законный сбор денег от поборов?

Как отличить законный сбор денег от поборов?

Каждый год по осени, как только пройдут первые собрания в детских садах и школах, в воздухе начинает витать вопрос о законности и необходимости сбора денег на различные «образовательные нужды». Рособрнадзор регулярно официально напоминает, что в образовательных учреждениях с родителей не имеют права брать деньги на бытовую химию, ремонты, учебники, оргтехнику и прочее. Чиновники, апеллируя законом «Об образовании», призывают не бояться и писать официальные жалобы на незаконные действия педагогов. А как разобраться, что законно, и в каком размере, а что является наглым побором?

читать все материалы

Недружественное дело

Недружественное дело

По данным следствия, обвиняемая, являясь индивидуальным предпринимателем, осуществляла эксплуатацию аквацентра «Дружба», расположенного в Березовском районе Красноярского края

читать все новости



   
Яндекс.Метрика