Именно так приветствовали друг друга педагогические работники 28 августа. В этот день в актовом зале школы №2 состоялась ежегодная конференция, именуемая августовским совещанием. Традиционно на этом мероприятии подводятся итоги прошедшего учебного года и озвучиваются планы на наступающий. Темой нынешней, как ее называют в кругу учителей, «августовки» стали приоритеты развития системы образования Сосновоборска в условиях модернизации. Не обошлось и без обсуждения старых и новых проблем.
Домашнее задание на год
Первой взяла слово Галина Попова, руководитель управления образования, обозначив основные направления работы в будущем учебном году. Так, главными задачами в дошкольном образовании стали создание дополнительных мест в детских садах, введение новой системы оплаты труда и соответствие образовательных программ государственному стандарту. С последним у нас в городе все в полном порядке: учреждения досрочно справились с этой задачей и уже в прошлом учебном году не отступали от федеральных требований. А вот о том, насколько вырастет заработная плата воспитателей, пока говорить рано: система только внедряется в этом году. Тем не менее, эксперимент, в котором участвовал детский сад №3, показал неплохие результаты: зарплата действительно подросла.
- В среднем у части воспитателей заработная плата повысилась на 18-20%, у части – на 10-15%, - рассказывает Галина Федоровна. - Есть педагоги, у которых заработная плата выросла на 30-35%.
Как говорится, дай бог: финансовая проблема для работников образования является самой главной. И если педагогам в этом плане уже посодействовали (аналогичная оплата труда уже введена в школах), то дошкольные учреждения пока только ждут увеличения дохода. И вот теперь радоваться повышению зарплаты будет не только детский сад №3, но и все остальные учебные заведения города.
Что же касается дополнительных мест для дошкольников, то, по словам Галины Поповой, несмотря на то, что в прошлом учебном году их было создано 316, предпринятых мер по сокращению очереди в детские сады все равно недостаточно:
- Создание дополнительных мест за счет переоборудования имеющихся помещений в зданиях дошкольных образовательных учреждений исчерпало свои ресурсы. В настоящее время предпочтительнее строительство новых детских садов в городе.
Теперь поговорим об общем образовании: здесь задачи вполне предсказуемые. В первую очередь обсуждалось создание безопасных условий пребывания детей в школах. Наиболее остро в настоящее время стоит вопрос об охране и видеонаблюдении в зданиях. У городского бюджета нет возможности решить эту проблему, поэтому на данный момент руководство школ предлагает подумать об этом родителям. Не менее важным является и оснащение классов современным учебным оборудованием в соответствии с государственными стандартами.
Говорила Галина Федоровна и о курсах повышения квалификации для преподавательского состава как основе улучшения качества образования, добавив, что это является одним из приоритетов на новый учебный год. Речь шла о компетентности не только учителей и воспитателей, но и администрации школ и детских садов. Стимулировать управленцев к более активной работе в условиях модернизации будут различными способами: например, в будущем году в Сосновоборске пройдет конкурс на звание лучшего руководителя образовательного учреждения.
Пробелы в образовании
На сегодняшний день в школах города насчитывается 203 педагогических работника, 184 из которых – учителя. Примерно четверть из них – люди пенсионного возраста. Такая статистика наглядно демонстрирует нам серьезную проблему, объединяющую и школы, и детские сады: нехватку кадров в сфере образования. Выпускники вузов не приходят на смену пожилым педагогам, предпочитая не работать по профессии. Более того, в дошкольном образовании не хватает специалистов в принципе. Так, по состоянию на конец августа учреждениям необходимо 17 воспитателей, 11 младших воспитателей, учитель-дефектолог, машинист по стирке белья, повар.
Причина такого дефицита кадров у всех давно на слуху: низкий уровень зарплаты педагогических работников. Все меры, предпринятые для того, чтобы решить эту проблему, пока, как показывает практика, не принесли должного результата, а именно наплыва молодых, желающих работать учителей. Пока, к сожалению, энтузиазм выпускников тает после двух-трех месяцев работы в школах, и они находят более оплачиваемую работу. Выбирая между призванием и доходом, они склоняются к последнему. И это понятно и самим педагогам, и управленцам.
- Приоритетом программ модернизации должен стать учитель, - подвела итог своему выступлению Галина Попова. - Повышение заработной платы педагогов – одна из главных задач проекта, и основой в этом направлении должно стать эффективное стимулирование педагогов, обеспечивающих высокие образовательные результаты.
Что ж, мы верим, что новой системе оплаты труда удастся изменить ситуацию с кадрами. К тому же, Губернатор края Лев Кузнецов, выступая на «августовке» в Красноярске, сообщил, что с 1 октября в нашем крае фонд оплаты труда для учителей возрастет на 20 %, а для педагогических работников – на 30 %. Кроме того, всех работников сферы образования ждет октябрьское повышение зарплаты на 6%.
Хотелось бы, конечно, верить в то, что эти меры помогут перенаправить поток выпускников педагогических вузов из, например, менеджеров в школы и детские сады. Все-таки работа с детьми – это, в первую очередь, призвание, и училась молодежь на преподавателей не зря. Именно поэтому надо постараться создать молодым учителям такие условия, чтобы зову сердца не препятствовали никакие преграды.
Катерина Корчагина (АП)
Источник:
газета «Рабочий»