Салам алейкум, Таджикистан!

Салам алейкум, Таджикистан!
27.06.2013

В День празднования юбилея Сосновоборска впервые состоится фестиваль национальных культур. Рядом живут люди разных национальностей, объединяет которых одна страна, поэтому и фестиваль получил весьма патриотичное название «Я люблю тебя, Россия!» Татарам, таджикам, украинцам и, конечно же, русским есть, что рассказать друг другу. Фестиваль даст возможность продемонстрировать национальные танцы, песни, костюмы и даже особенности кухни. Газета «Рабочий» выступает информационным партнером мероприятия и в рамках рубрики «Город без границ» рассказывает вам, дорогие читатели, об участниках фестиваля. Сегодня у нас новый герой и еще один национальный колорит, насыщенный азиатским характером и восточными традициями.

Он живет в Сосновоборске с 1987 года. Его малая родина — поселок Восе в республике Таджикистан. А зовут его — Воскресенье. Это по-нашему, а по-таджикски — Бозорали, что означает «рожденный в воскресенье».
Бозорали Саидов был молод и горяч, когда судьба «занесла» его после службы в армии на завод автоприцепов в Сосновоборске. Здесь он встретил свою первую любовь и будущую супругу. Девушка оказалась русской, они вместе работали на заводе, а через три года сыграли свадьбу. С тех пор Бозорали Камолович, которому нынче исполнилось 47 лет, город считает родным, но все же часто ездит в Таджикистан, чтобы навестить многочисленных родственников и друзей.
За долгие годы жизни в тесном соседстве с русскими Бозорали Саидов не утратил национального колорита. Он довольно хорошо освоил русский язык, хотя признается, что первыми словами была ненормативная лексика. В его уютном доме всегда рады гостям, а для приезжих таджиков Бозорали как связующий мостик: его находят, ему доверяют, с ним советуются. По его словам, сегодня в нашем городе проживают около 50 таджиков, в основном, занятых в строительстве домов, гаражей и других объектов.
Русские друзья, которых Бозорали покоряет житейской мудростью и готовностью в любой час прийти на помощь, особенно любят плов, приготовленный по всем канонам таджикской кухни. Сам же Бозор (так его называют близкие) говорит, что только религия и особенности кухни напоминают о его национальности. Обычаи, обряды, костюмы… со временем даже таджики становятся немного русскими.
— В таджикской кухне главный элемент — это казан. В нем мы готовим не только традиционный плов, но и супы, которые в отличие от русской кухни не варим, а сначала жарим или тушим, а потом разбавляем водой. Наиболее известными супами являются шурбо, или шурпа, и мастоба, то есть рисовый суп с фаршем, — рассказывает уроженец Таджикистана Бозорали Саидов. — В любом таджикском доме раньше в обязательном порядке был тандыр для приготовления лепешек, присутствующих в ежедневном рационе. А вот блюдо, которое готовят только зимой, называют курутоб — в его основе лежит сушеный катык в виде мелких шариков. Катык — это почти простокваша, только заквашивается из кипяченого, а не из сырого молока. 


002-1.jpg





В общем, особенностей у таджикской кухни хватает. Для приготовления разнообразных блюд всегда используют большое количество овощей и зелени, но есть и ограничения: свинина у таджиков полностью исключена. Плов жители Таджикистана готовят с бараниной, а едят руками и чаще всего на полу, чай же пьют только из пиал и небольшими глотками.
— Спиртное мы употребляем редко, — говорит Бозорали. — У нас нет такого, что мы пьем без остановки неделями. Даже если позволили себе немного выпить, то на следующий день обязательно выходим на работу и трудимся в полную мощь.
Есть время работать, а есть время — молиться. Таджики — мусульмане, и свято чтут религиозные обычаи: пять раз в день совершают намаз, посещают мечеть, соблюдают обычаи захоронения. Умерших соотечественников стараются отправить для захоронения на родину, а если такой возможности нет, то хоронят здесь, но по всем законам мусульманства: в белом саване, без гроба и как можно быстрее. При этом на кладбище ходят только мужчины.
— Наши женщины на 100 процентов должны быть послушными, и это, я считаю правильно, — рассказывает Бозорали. — Главой семьи является мужчина, мнение которого нужно уважать. А для слабого пола в Таджикистане очень много запретов, от одежды до религиозных обычаев, хотя сейчас и наши женщины стремятся к равноправию. Например, раньше после развода дети обязательно оставались на воспитание у мужа, и другой ситуации было трудно представить. Это даже не обсуждалось. В настоящее время все имеют одинаковые права на ребенка, наши мужчины так же, как и русские, платят алименты, создают новые семьи…

001-2.jpg
Семьи в Таджикистане всегда были многодетными. Чаще всего родители не ограничивались тремя-четырьмя детьми, а воспитывали до 13 ребятишек. Главным и непререкаемым принципом воспитания у таджиков является уважение к людям пожилого возраста. Мнение старших — закон. Таджикские родители даже сами находят избранников своим детям, а будущий жених может узнать об этом только спустя месяц после сватовства. Свадьбы в Таджикистане играют пышно, с особым размахом. Даже при современном курсе на европейские традиции в наряде таджикской невесты обязательно присутствует фаранджа (паранджа), которая свидетельствует о верности будущему мужу. А жених наряжается в специальный халат и одевает тюбетейку. Этот головной убор должен иметь каждый мужчина в Таджикистане, ведь без него нельзя посещать многие религиозные праздники и национальные мероприятия.
— Самые лучшие подарки на таджикской свадьбе — это ковры, золотые украшения и, конечно же, бараны. Гостя, который подарит барана молодоженам, назовут самым уважаемым человеком на свадьбе.
В Таджикистане обязательным является обряд «никох». Он важнее любой государственной регистрации брака, и его проводит мулла, который читает молодым особые строчки из Корана и молится. Только после этого молодожены официально считаются мужем и женой. При этом святая обязанность мужа — защищать и обеспечивать свою семью, а жена должна во всем слушаться мужа.
Если ребенок в семье родится во время религиозного праздника Курбан Байрам, то его обязательно назовут Курбанай или Курбанби. А если рождение придется на дни месяца Сафар, то мальчику дадут имя Сафарали, а девочке Сафаргул. Самыми распространенными фамилиями среди таджиков являются Раджабов и Саидов — практически русские Иванов и Петров. Для них национальные традиции и корни своего народа очень важны, хотя в настоящее время многие мечтают уехать из Таджикистана в Россию.
— Здесь у нас есть возможность работать и зарабатывать деньги, а в Таджикистане жить становится всё тяжелее, — рассказывает Бозорали. — Все дорогое: бензин, хлеб… Если таджики зарабатывают здесь около десяти тысяч в месяц и отправляют эти деньги семье, то остаются очень довольны. На своей родине они столько заработать не смогут.

002.jpg
Таджики — трудолюбивый народ и очень доброжелательный, они щедры и честолюбивы. Бозорали говорит, что к предстоящему дню города начали готовиться уже давно. 6 июля они выступят в национальных костюмах, сыграют на национальных инструментах, обязательно приготовят традиционные для таджиков блюда и угостят всех, кто придет на фестиваль. «Нужно укреплять дружбу между народами, ведь в одном городе живем, по одним дорогам ходим», — завершил свой рассказ уроженец Таджикистана, с которым мы обязательно встретимся на фестивале «Я люблю тебя, Россия!»

Сюзане
Так называют большое прямоугольное вышитое панно на стене — главное и неизменное украшение таджикского дома. Вид вышивания сюзане в переводе с персидского означает «шитые иглой». Сюзане дарят ко многим праздникам, но в большинстве случаев к свадьбе. Изготовление свадебного сюзане считалось очень почетным занятием и доверялось только опытным мастерицам. Мать придумывала свадебный узор задолго до того, как дочь достигала брачного возраста.

Токи — каллапуш (тюбетейка)
Традиционная часть национального таджикского костюма. Особенно популярны «чусти» — мужские черно-белые тюбетейки: обычный узор — бодом (миндаль) или каламфур (стручковый перец) вышивают на белом шелке. Во многих областях Таджикистана встречаются легкие‚ полусферические тюбетейки — арахчин‚ выполненные машинной вышивкой. Большое распространение получили женские четырехугольные тюбетейки‚ имеющие яркий «растительный» узор‚ выполненный крестиком.

Дарья Лисько

Источник:  газета «Рабочий»
Короткая ссылка на новость: https://sosnovoborsk.ru/~QoUyO

Новое на сайте

Как отличить законный сбор денег от поборов?

Как отличить законный сбор денег от поборов?

Каждый год по осени, как только пройдут первые собрания в детских садах и школах, в воздухе начинает витать вопрос о законности и необходимости сбора денег на различные «образовательные нужды». Рособрнадзор регулярно официально напоминает, что в образовательных учреждениях с родителей не имеют права брать деньги на бытовую химию, ремонты, учебники, оргтехнику и прочее. Чиновники, апеллируя законом «Об образовании», призывают не бояться и писать официальные жалобы на незаконные действия педагогов. А как разобраться, что законно, и в каком размере, а что является наглым побором?

читать все материалы

Недружественное дело

Недружественное дело

По данным следствия, обвиняемая, являясь индивидуальным предпринимателем, осуществляла эксплуатацию аквацентра «Дружба», расположенного в Березовском районе Красноярского края

читать все новости



   
Яндекс.Метрика