«Водить, как крестиком вышивать — не каждому дано»

«Водить, как крестиком вышивать — не каждому дано»
24.10.2013

«Ну, вот и всё, берегитесь, господа пешеходы — я получила водительское удостоверение!» или «В России единственный запрещающий знак — это бетонный блок поперёк дороги, остальные – предупреждающие». Нередко подобные статусы в социальных сетях оказываются характерными для нынешнего поколения водителей. Сегодня, когда почти в каждой семье есть автомобиль, а иной раз и не один, слово «водитель» уже не означает отдельную профессию. Водительское удостоверение стало неотъемлемым атрибутом повседневной жизни, хотя и не всегда необходимым. Только в нашем городе насчитывается около 17 тысяч человек, имеющих право на управление транспортным средством, а это большая часть совершеннолетнего населения Сосновоборска. С каждым годом количество водителей на дорогах растет, а качество вождения ухудшается. С чем это связано и почему в России до сих пор актуальна поговорка про дороги и дураков? Об этом мы решили поговорить с теми, от кого во многом зависит ситуация на дорогах города. С сосновоборскими инструкторами по вождению мы встретились накануне Дня автомобилиста, который все водители будут отмечать в грядущее воскресенье.

О женщинах и не только

Середина октября. Прохладное утро в городе. «Главное, чтоб снега не было», — говорит мне таксист, выруливая на улицу Энтузиастов, где находится автодром ДОСААФ. – «Или еще лучше: сначала дождь, а потом «минус» и снег, чтобы каток, а не дороги!» Да, зима для сибиряков всегда приходит «неожиданно». Но пока неприятных сюрпризов погода не преподносила. Однако и без этого экстремальных ситуаций на дорогах хватает. И их создает не природа, а сами люди. Водители, которые нарушают правила и подвергают опасности жизни других людей. Но ведь их когда-то учили ездить по правилам.

— Мы не учим ездить на красный свет, пересекать сплошную, выезжать на встречную полосу, — начал свой рассказ об автошколе старший мастер Андрей Кофанов. – Мы учим ездить правильно. А потом всё зависит от человека, насколько он сможет ориентироваться в той или иной дорожной ситуации.

В прошлом году сосновоборское ДОСААФ выпустило 661 водителя (учитывая все категории). В 2011 году обучили 530 человек. С каждым годом число желающих иметь права увеличивается, как и количество автомобилей на дорогах Сосновоборска. Сюда за знаниями приезжают из Есаулово, Киндяково, Бархатово, Железногорска и даже из Красноярска.

— Наш город уникален в плане обучения вождению, — продолжает Андрей Иванович. – В час-пик движение очень плотное, есть в городе четырехполосные дороги… Всё это позволяет рассматривать разные дорожные ситуации. Поэтому наши выпускники после получения удостоверений уверенно выезжают в Красноярск. Но всё же я советую начинать с ночного города, когда нет пробок и интенсивного движения.

А тем временем в гараже инструкторы готовят автомобили к практическим занятиям. Совсем скоро придут будущие водители. Не успели выпустить одну группу, пошел набор на следующий курс обучения. И как обычно: больше 60 процентов новичков – женщины.

— У нас летом случай был, который наглядно показывает, насколько женщины самоотверженны. Причем самоотверженны во всём, даже в желании научиться управлять автомобилем, – вспоминает инструктор по вождению с пятилетним стажем Евгений Пронский. – Училась у нас девушка «в положении». Ходила на все занятия. В четверг успешно сдала экзамены, а в субботу уже родила. Никто и не думал, что она на девятом месяце!

— А недавно 25-летняя девушка категорию «Е» получала, — присоединяется к разговору Андрей Кофанов. – Шесть лет назад «В», «С» получила, а тут пришла в очередной раз. Сдавала практический экзамен на автодроме на автомобиле с прицепом. Наш инспектор даже на камеру этот процесс снимал, чтобы потом показать другим: а то кому скажешь, не поверят, что женщины на такое способны. А ведь они на самом деле гораздо ответственнее относятся к вождению, чем мужчины. Вот пример с мужчинами: пришел однажды на занятия молодой парень, сел в автомобиль с инструктором. Включает передачу и так вдавил полный газ, что машина разогналась и понеслась со всей силы. Впереди автобус стоял. А он давит на газ и при этом кричит инструктору: «Тормози!»

Права без права на ошибки

— Левый поворот покажи… левый, Ирина!.. так, а теперь правый… – Евгений Пронский дает инструкцию ученице перед выездом в город. Ирина Речка за рулём автомобиля третий раз. Сегодня впервые поедет по городским улицам. От волнения перепутала правый «поворотник» с левым, потом едва не переключилась на «заднюю», но быстро успокоилась и стала следовать указаниям опытного инструктора.

— Зачем мне права? Для работы, – делится Ирина, остановив «жигули» на красный сигнал светофора. – Хочу устроиться торговым представителем в одну крупную компанию. А там, как известно, свой транспорт нужен. Пока только по городу работать буду, но потом планирую и в Красноярск выезжать.

Загорелся зеленый. Ирина поворачивает направо. Сегодня у неё одна задача – проехать город по правым поворотам. А в Сосновоборске по утрам непривычно пусто. Именно это время, когда жители расходятся и разъезжаются по рабочим местам, по делам, считается самым хорошим для уроков вождения. Но даже тогда найдется парочка автомобилистов, которые не преминут недовольно посигналить ученику.

— Можно подумать, сами никогда не ездили на учебных машинах. Хотя, судя по тем ошибкам, которые видишь на наших дорогах, кажется, что люди совсем ничему не научились,- продолжает разговор инструктор Евгений Пронский. — Самые распространенные из ошибок: подрезают, не показывая поворотов (особенно отличаются девушки на дорогах, несмотря на то, что ученики они прилежные). Даже у меня было много аварийных ситуаций, когда девушка за рулём пересекает мою полосу движения, при этом видя, что я для неё «помеха справа». Смотрит мне в глаза и всё равно нарушает правила. Приходилось останавливаться, сигналить. Но женщина-водитель всегда думает, прежде всего, о том, насколько комфортно ей на дороге. В процессе обучения они обычно хорошо усваивают теоретический материал, когда мужчины – показывают хорошие навыки на практике. Но в последнее время стали приходить этакие «пижоны» и среди молодых людей: научатся по кругу ездить и считают, что этого достаточно. На первом же занятии руку на дверь кладут, одной рукой руль держат… В итоге оказывается, что по пять и даже по шесть раз приходят экзамены пересдавать. Водить — как крестиком вышивать: не у всех получается одинаково красиво, ровно и гладко. Одним дано, а другим нет. Так же и у нас: некоторые могут отъездить по пятьдесят часов на учебной машине с инструктором, а толку никакого. У нас был рекорд, когда из 20 вопросов будущий водитель сумел сделать 17 ошибок. Мне кажется, что даже «методом тыка» можно было сдать более успешно. Попадаются разные индивидуумы. Один молодой парень у нас был, пришел после службы в армии. Первый раз не сдал экзамены, второй, третий… Мы ему говорим: «А ты учить правила не пробовал?» На четвертый раз пришёл, все пишут, а он через пять минут уже выходит из кабинета. «Чего так рано?», — спрашиваю. А он отвечает: «А зачем долго сидеть, если всё знаешь». И сдал. А некоторых ловили на экзаменах и с наушниками, когда они передавали вопросы друзьям, и со шпаргалками, когда списывали… Только представьте, какие из них могли бы быть водители! На дороге-то нет шпаргалок и подсказок.

Вышивать крестиком, конечно, желает не каждый, а вот управлять автомобилем сегодня – дело популярное и даже обыденное. Хотя многие водительское удостоверение получают по принципу «лишь бы было». Такие ученики – отдельная категория, считают инструкторы. Сдав экзамены и получив заветные «корочки», они потом, возможно, никогда не сядут за руль автомобиля, или всё же станут управлять транспортным средством, но спустя несколько лет.

— Приходят разные люди. В основном, молодые. Но есть и те, кто приобретает автомобили в пожилом возрасте. Самому взрослому ученику, которого мы обучали вождению, было больше 60 лет, — продолжает инструктор. – Мужчина приехал с севера, где много лет работал авиадиспетчером. А здесь купил «ниву» и сейчас ездит очень хорошо. Вообще, я считаю, что всё зависит не от возраста, а от желания людей. От их осознания того, что дорога – это всегда объект повышенной опасности, где нет права на ошибки, даже если у тебя есть права водительские.

Ирина проехала по городу, старательно выжимая сцепление и переключая передачи. Припарковавшись на обочине, она облегченно вздохнула. Впереди еще несколько месяцев занятий, после которых она надеется стать уверенным водителем и уже сегодня обещает быть внимательной и никогда не нарушать ПДД.

— Водитель в наше время должен обладать железным спокойствием, — дает совет напоследок Евгений Пронский. – Никто не просит отказываться от автомобилей: сегодня это просто невозможно. Но в нашем городе, где всё доступно и очень близко, где дороги во дворах порой не позволяют разъехаться двум машинам, транспортное средство скорее является роскошью, нежели необходимостью.

Впереди у инструктора еще девять часов занятий. Девять часов работы с будущими водителями. Какими они станут, покажет только время. Ведь сложно не согласиться с моими героями в том, что для управления автомобилем мало иметь знания — важно иметь талант, как и в любом деле. И наверное, при намерении сесть за руль нужно соотнести желание со своими возможностями. Слишком уж велика цена…

Дарья Лисько

Источник:  газета «Рабочий»
Короткая ссылка на новость: https://sosnovoborsk.ru/~NX8sJ

Новое на сайте

Как отличить законный сбор денег от поборов?

Как отличить законный сбор денег от поборов?

Каждый год по осени, как только пройдут первые собрания в детских садах и школах, в воздухе начинает витать вопрос о законности и необходимости сбора денег на различные «образовательные нужды». Рособрнадзор регулярно официально напоминает, что в образовательных учреждениях с родителей не имеют права брать деньги на бытовую химию, ремонты, учебники, оргтехнику и прочее. Чиновники, апеллируя законом «Об образовании», призывают не бояться и писать официальные жалобы на незаконные действия педагогов. А как разобраться, что законно, и в каком размере, а что является наглым побором?

читать все материалы

Недружественное дело

Недружественное дело

По данным следствия, обвиняемая, являясь индивидуальным предпринимателем, осуществляла эксплуатацию аквацентра «Дружба», расположенного в Березовском районе Красноярского края

читать все новости



   
Яндекс.Метрика