За и против школьной пятидневки

За и против школьной пятидневки
16.10.2014

Сегодня все образовательные учреждения Сосновоборска придерживаются шестидневной учебной недели. И это настоящая головная боль не только для детей, но и для родителей, которые, по сути, тоже учатся вместе со своими детьми. На отдых остается лишь один день, в который нужно успеть выспаться, сделать домашние задания, отдохнуть и провести свободное время со своей семьей. Поэтому и родители, и дети с воодушевлением восприняли новость о том, что Губернатор Красноярского края Виктор Толоконский поручил Министерству образования провести общественное обсуждение вопроса перевода на пятидневное обучение. Решение будет зависеть от мнения родителей и самих педагогов.

Но мнения разделились. И если большинство родителей поддерживают введение пятидневки (здесь мотивы понятны), то педагоги, в основном, склоняются к иному мнению. Основное опасение педагогического сообщества – это уменьшение часов, что повлечёт за собой снижение заработных плат.

Казалось бы, почему нельзя просто «раскидать» субботние часы на остальные дни недели, освободив дополнительный выходной?! Но есть официальные документы, которые определяют количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана.(так называемые СанПиНы) . Они и определяют величину недельной образовательной нагрузки:

Классы

Максимально допустимая недельная

нагрузка в академических часах

При 6-дневной неделе,

не более

При 5-дневной неделе,

не более

1

-

21

2-4

26

23

5

32

29

6

33

30

7

35

32

8-9

36

33

10-11

37

34

Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

- для обучающихся 1-х классов – не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2-4-х классов – не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
- для обучающихся 5-6-х классов – не более 6 уроков;
- для обучающихся 7-11-х классов - не более 7 уроков.

Иначе говоря, Роспотребнадзор устанавливает предельную дневную и недельную нагрузку для школьников, причем при пятидневной учебной неделе, последняя уменьшается для учащихся 2-11 классов всего на 3 часа.

Те, кто учился в школах, например, двадцать лет назад, не понимают, почему раньше при школьной пятидневке времени хватало на всё? А сегодня от детей требуют так много. Сравнивая еженедельную учебную нагрузку в современной школе с нагрузкой в советской десятилетке, можно сказать, что он превышен на 2402 часа. И даже если сегодня дети учатся 11 лет вместо 10, то всё равно эта разница составит 1709 часов. И это, как утверждают многие преподаватели, необходимое условие современности - изменились требования и объем необходимой информации для обучения.

При этом все забывают, что помимо учёбы в самой школе, есть и домашние задания, на подготовку которых тоже тратится немало времени. Тем же СанПиНом нормируется: «Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали: во 2-3 классах – 1,5 часов, в 4-5 классах – 2 часа, в 6-8 классах – 2,5 часов, в 9-11 классах – до 3,5 часов. Но столько ли времени уходит на реальную подготовку заданий? А новые программы и стандарты образования как раз настроены на то, чтобы ребёнок как можно больше изучал самостоятельно, вне стен школы. Очевидно, что такие «новаторства» отбирают ещё больше свободного времени. Получается, что учёба для современных школьников превращается в настоящий труд взрослого человека. Но не каждый взрослый способен выдержать шестидневную рабочую неделю из года в год. Почему же наших детей мы испытываем на прочность? Не потому ли, что в последнее время образовательные учреждения в гонке за статусом, престижем, за новыми стандартами, забывают о самом главном – о ребёнке! Учебные заведения с углубленными изучениями предметов, с профильными классами, с факультативами и дополнительными предметами естественно вынуждены увеличивать количество учебных часов (и тут статус позволяет это сделать). Конечно, выстраиваются красивые отчетные показатели, у педагогов есть возможность зарабатывать, но при чем тут дети? Так и хочется закончить высказыванием: лучше меньше, да лучше!

Мнения на тему

«Каждый решит сам»

Есина.JPG

Нина Есина, главный специалист по нормативно-правовому обеспечению и работе с педагогическими кадрами Управления образования города Сосноовборска:

- Вопрос выбора режима работы относится к исключительной компетенции самого учреждения, так как школы обладают автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, административной, финансово-экономической деятельности. Принятие решений учреждениями осуществляется в порядке, предусмотренном их уставами и локальными актами. Повлечет ли это изменение в заработной плате педагогов пока сказать сложно, но с уверенностью можно заявить – принимаемые школами решения не должны идти в ущерб образовательному процессу и отразиться на качестве образования детей.

«Как мама – за, как руководитель – против!»

Марина Орлова, директор школы №2:

- Наш учебный план состоит из трех компонентов: федерального, регионального и школьного. При переходе на пятидневную учебную неделю мы можем изменить в своем плане только последнюю составляющую. Это значит, что те часы по предметам, которые определены государством и краем, останутся неизменными. А то, что считали нужным для образовательного процесса мы – нужно будет исключить. Например, в пятом классе при переходе на пятидневку сократятся часы по таким предметам как ОБЖ, математика и информатика. А если часы уменьшаются, нагрузка с учителей снимается. Ведь если посчитать по каждым пятым классам, то в целом за одну неделю мы потеряем 15 часов из зарплат учителей по этим предметам.

«Шестидневка нам необходима»

Елин.JPG

Олег Елин, директор гимназии №1:

- Чтобы давать качественное обучение, то того объема часов, который уже сейчас отводится на изучение предметов, недостаточно. К тому же муниципалитет ставит перед нами задачу показывать высокий бал ЕГЭ, выявлять победителей различных конкурсов и олимпиад. Также существует и определенный рейтинг образовательных учреждений города, в котором гимназия занимает лидирующую позицию. А с переходом на пятидневную учебную неделю мы можем потерять этот уровень. Для нас приоритетом остается качество подготовки обучающихся, поэтому шестидневная система гимназии необходима.

«Мы ничего не потеряем»

Анатолий Палеев, директор школы №5:

- Разница в учебных часах при переходе на пятидневку составляет всего лишь 3 часа из школьного компонента. Поэтому угрозы того, что материал не будет усвоен детьми при переходе на пятидневную учебную неделю, нет. Конечно, нагрузка с учителей упадет. Но неощутимо. Сегодня и так в связи с нехваткой педагогических кадров, эта нагрузка довольно большая. Лично я за пятидневную рабочую неделю. Мы долгое время так и работали. К тому же мы стараемся составить расписание с учетом усталости и напряженности в течение недели. И в субботу, как правило, дети проводят всего лишь 3-4 часа в классе. В основном, проходят уроки по «легким» предметам. А это приводит к тому, что дети их пропускают.

«Нагрузка не уменьшится, а возрастет»

Лытнева.JPG

Надежда Лытнева, преподаватель математики в школе №2

- Я работаю педагогом уже более 35 лет. Раньше всегда была пятидневная учебная неделя, но и количество допустимых часов на день тогда было больше, чем сейчас. С одной стороны я за, потому что 5 дней – это удобно и для меня самой, и для детей. С другой стороны – в таком случае будет много уроков каждый день в течение пяти дней. Это дополнительная нагрузка и на учеников, и на педагогов.

«Детство проходит в школе»

Марьясова.JPG

Алена Марьясова, мама второклассницы:

- Уроков у школьников много, объем знаний очень большой. Ребятишки ничего не успевают, так и детство проходит. Пусть лучше дети проведут выходные дома, рядом с родителями. Мы и сами так учились, 5 дней в неделю, и я не считаю, что уровень образования у меня недостаточный. Может, такая мера даст дополнительный стимул к учебе, будет больше желания.

«Лучше по восемь уроков каждый день»

Павлова.JPG

Наталья Павлова, 8 класс:

- У нас каждый день не меньше шести уроков, еще и в субботу приходится ходить. Это, конечно, приводит к усталости. Ведь каждое утро надо вставать. А в единственный выходной хочется своими делами заняться, а тут домашнее задание! Лучше пусть по восемь уроков в пятидневку будет, зато суббота освободится. В этот день можно и дополнительным образованием заняться.

Источник:  "Сосновоборская газета"
Короткая ссылка на новость: https://sosnovoborsk.ru/~WQvsC

Новое на сайте

Как отличить законный сбор денег от поборов?

Как отличить законный сбор денег от поборов?

Каждый год по осени, как только пройдут первые собрания в детских садах и школах, в воздухе начинает витать вопрос о законности и необходимости сбора денег на различные «образовательные нужды». Рособрнадзор регулярно официально напоминает, что в образовательных учреждениях с родителей не имеют права брать деньги на бытовую химию, ремонты, учебники, оргтехнику и прочее. Чиновники, апеллируя законом «Об образовании», призывают не бояться и писать официальные жалобы на незаконные действия педагогов. А как разобраться, что законно, и в каком размере, а что является наглым побором?

читать все материалы

Недружественное дело

Недружественное дело

По данным следствия, обвиняемая, являясь индивидуальным предпринимателем, осуществляла эксплуатацию аквацентра «Дружба», расположенного в Березовском районе Красноярского края

читать все новости



   
Яндекс.Метрика