История в лицах. Часть 3

История в лицах. Часть 3
07.02.2013

Дорогие наши читатели! Совместно с вами продолжаем серию статей об истории города, строительство которого было связано с ударной комсомольской стройкой по возведению в Сибири завода автомобильных прицепов. Многие свидетели той поры живут и здравствуют по сей день, а кого-то уже нет с нами. Однако свои впечатления о семидесятых они оставили на бумаге. Сегодня мы начинаем публиковать воспоминания первого главного инженера предприятия Евгения Калугина, который когда-то лично передал их нашему журналисту Светлане Роговой.

Начало начал

Из дневника Евгения Калугина, главного инженера «КЗАП»

«На строительство завода и жилого массива я пришел в ноябре 1970 года по приглашению директора Юрия Матвеева, когда в штате завода было всего 3 человека: он сам, главный бухгалтер А.Ф.Филенков и секретарь Н.Аляева. Первое знакомство с будущим заводом и городом началось с совместной поездки с Юрием Ивановичем на площадку под их строительство. Сразу же наметили первоочередные задачи: это создание службы капитального строительства и оформление документов на отвод земельного участка с тем, чтоб в 1971 году определить срок работы изыскателям, проектным институтам и строительной организации.

Учитывая большой опыт работы по капитальному строительству, Матвеев стал лично подбирать кадры. На должность зам. директора по капстроительству была назначена Н.Иванова, начальником ОКСа – М.Гордеева, главным инженером ОКСа – В. Лапутько. Головным проектным институтом являлся институт «Гипроавтопром» Министерства автомобильной промышленности, у которого была задача - создать проект завода, который бы выпускал 100 штук прицепов и полуприцепов в год для обеспечения собственных потребностей, а также для заводов Минавтопрома, расположенных в восточных районах страны.

К выполнению этой задачи было привлечено более 20 проектных институтов Москвы, Ленинграда, Харькова, Киева, Ростова, Красноярска, Ульяновска, Минска и других городов. Генеральным подрядчиком являлось Управление строительства «Сибхимстрой» г. Железногорска.

В это же время были определены и институты, которые должны были разрабатывать проекты жилого массива при заводе. Нужно было обеспечить жильем всех работников завода. А это, по предварительным расчетам, в пределах 15-18 тысяч человек, включая работников объектов соцкультбыта.

Объекты жилстроительства были поручены Красноярскому институту «Красноярскгражданпроект», главным инженером которого был Глотов.

Кипела работа и на строительной площадке завода. Проектом предусматривалось создать большое металлургическое производство, одним из первых специалистов которого был зам. главного инженера по металлургии Геннадий Еременко. Много времени он уделял подготовке кадров металлургической службы. Первые специалисты – металлурги, принятые на завод: Дутов, Воробьев – выпускники института цветных металлов.

Большой вклад в создание лаборатории и практическое освоение первых мощностей литейного производства внес зам. главного инженера, кандидат технических наук Рихард Меркер. При его непосредственном участии была произведена первая плавка стали в блоке литейных цехов»…

Вспоминает об этом периоде и Галина Дудникова, которая позвонила к нам в редакцию, чтобы рассказать о том, как трудился на заводе её супруг Иван Храпенков.

— Мой муж был признан лучшим сталеваром, — вспоминает Галина Васильевна. — Делал пионерскую плавку – ребятишки вокруг него гурьбой собирались, смотрели. Выливал сталь, чугун, работал в стальцехе с 76 по 86 годы. Награжден «Орденом трудового красного знамени». Ушел на пенсию в 50 лет, так как работал на вредном производстве, но продолжал работать подручным на заводе. Был принципиальным, начальства не боялся, мог зайти в любой кабинет и сказать: «Что вы тут сидите, там конвейер встал». Когда завод распался, очень сильно переживал…

Работал с ним в одном цехе и сталевар Анатолий Тимофеев. Вот что рассказывает его вдова Валентина Ефимовна, начальник бюро отдела металлургии:

— Мы приехали на стройку из Красноярска по приглашению. Первую плавку стали как раз осуществлял мой муж. В мои задачи входило курирование блока литейных цехов, эксплуатация литья. В 76 году нам дали квартиру, и мы переехали в Сосновоборск окончательно. И работали на заводе, вплоть до его закрытия, до 1996 года. Оттуда я и на пенсию ушла. Что говорить, хорошее тогда время было. Помню, как интересно проводили вечера в первой столовой, как отмечали День металлурга, отдыхали на теплоходе Чехова. И, конечно, заводчане поправляли здоровье в профилактории – никуда и ехать не надо было. О здоровье рабочих руководство заботилось – поэтому все мы регулярно проходили обследование, лечились в профилактории, в основном на дневном стационаре. На обед нас возили на автобусе. Так что, организовано все было на высшем уровне.

(продолжение следует)

Огромное спасибо всем, кто откликается на нашу просьбу поделиться воспоминаниями о рождении Сосновоборска и градообразующего предприятия. Спасибо за истории, фотографии тех лет, каждая из которых может рассказать так много. Не оставайтесь в стороне, активно участвуйте в восстановлении событий сорокалетней давности. Ждем вас по адресу: Лен. Комсомола, 21, Дом быта, 4 этаж.

Источник:  газета «Рабочий»
Короткая ссылка на новость: https://sosnovoborsk.ru/~FV1Vk

Новое на сайте

Напрямую в эфир

Напрямую в эфир

Глава города провел очередной прямой эфир с горожанами в своих социальных сетях. Такой формат общения Алексей Кудрявцев уже использовал, и сосновоборцы его оценили по достоинству. Мы решили в этом номере опубликовать ответы на самые важные вопросы, которые были подняты во время прямого общения

читать все материалы

Концептуально о Конституции

Концептуально о Конституции

«Единая Россия» запустила Всероссийский конкурс к 30-летию Конституции РФ.  До 25 ноября на сайте constitution.er.ru пройдет конкурс «30 лет Конституции России - проверь себя!». Участникам нужно ответить на 10 вопросов об основах Конституции. Победители получат ценные призы. А каждый участник - электронный сертификат. 

читать все новости



   
Яндекс.Метрика